ТАРАТОРИЯ № 3  (1970)

«Таратория» (пародия от Оратории) - слово выдуманное и означает музыкально-текстовое попурри*.

Ведущий перед занавесом:

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПЕСНОПЕНИЕ, ВОКАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПАНОРАМА-ТАРАТОРИЯ
«ЛОШАДИНОЕ ОЗЕРО»
или
Житие и бытие зодчего от рождения до творческой гибели в лучшей половине XX века.
В восьми возгласах с завываниями и организационными выводами.

Исполняют: старейший хор мальчиков при буфете Центрального Дома Архитектора, капелла вещих баянов и губных гармоний, сводный показательный оркестр домовых и половых, князь, княгиня, главврач, феи, духи, кликуши, эксперты, злыдни, сводни, упыри и референты.

Глас первый:   ариозо повитухи «Откуда ты, прелестное дитя?»
Глас второй:    хор новорожденных «Нас утро встречает прохладой».
Глас третий:    иже херувимская песнь № 7 доцентов-наставников «Летите, голуби, летите».
Глас четвертый:    техно-рабочий марш «Готовы руки к топорам».
Глас пятый:    ажиотажио и ПДП маленьких лебедей из второго акта.
Глас шестой:   величальная напоминальная «Ах ты сукин сын сухановский мужик!»
Глас седьмой:   страсти по Матвееву 1 или у заветного столба да нету счастья да никогда.
Глас восьмой, завершающий:  оптимистический аминь!

Открывается занавес, стоит хор. По мере объявления выходят солисты.

Партии исполняют:

  • голос новорожденного архитектора за сценой, звук лопнувшей струны и расклеившейся мандолины – Октябрина ЛЕБЕДЕВА, околоратурное сопрано,
  • тема злого духа – Леонид МАКОВСКИЙ, внутриутробный бас,
  • партия молодого безголосого специалиста – Алексей ЦИПЛАКОВ, лирическое сопрано
  • хор тертых архитектурных волков с подвыванием
  • соло матерого волка – народный артист Союза московских Архитекторов Лев СОКОЛОВ, бас геликон
  • ариозо дошедшего архитектора – народный артист Союза Архитекторов СССР Воля Иосифович КОСАРЖЕВСКИЙ, тенороватый баритон
  • соло на Градостроительном Совете исполняет на гобое архитектор секции старейшего поколения Вячеслав КУВЫРДИН, колоратура,
  • хореографические миниатюры – Лебедь Союза Архитекторов и Гусь Союза Художников Юрий АРНДТ
Впервые таратория была исполнена при дворе государя Ивана IV Грозного. Первые исполнители безнадежно утрачены. Написанная на бересте крюковым способом таратория была обнаружена при прокладке коллектора в Зарядье.  Реставрирована и переведена с древнеславянского композитором на общественных началах Александром ХЕЙФЕЦЕМ.
Дирижер – старый Перун Союза Архитекторов Игорь Александрович ПОКРОВСКИЙ.

Краткое содержание

Родильный дом на древней Руси. Княгиня никак не может разрешиться от бремени.  Князь берет встречные обязательства: в случае удачного разрешения пожертвовать наследника Архитектуре. Гремит гром. Вбегают поляки. Ликующий хор успешно помогает княгине в родах. Появляется  дитя со знаком качества и немедленно поступает в Архитектурный институт. Феи прочат ему блестящую карьеру зодчего. Князь соответственно одаривает фей сувенирами. Одной из фей достается альбом типовых деталей и стыков. Вне себя от гнева фея проклинает дитя  и официально заявляет, что в конце творческого пути ребенок из лебедя превратится в лошадь. Сверкают молнии, вбегают поляки. Дружинники князя уводят распоясавшуюся хулиганку-фею.

Проходит сорок лет. Ребенку пора на пенсию. Входит граф с графиней, графином и графиком. Сбылось злое пророчество; график сорван, графин разбит, а лебединая песнь зодчего гармонично перерастает в лошадиную. Разражается гроза. Ливневые дожди, ветер девять баллов, местами на почве заморозки. Вбегают поляки. Ликующий хор на руках уносит зодчего на крутой бережок Лошадиного озера.

Все восемь возгласов исполняются без перерыва.

1. Адажио из «Лебединого озера», скрипка  
2. ХОР
(«Гаудеамус»)

Вива, наше зодчество!
Вив, архитектура!
Ты – источник творчества,
Ты -  венец культуры.
Для людей и для коров,
Ты даешь надежный кров.
Вив, архитектура,
Вив, архитектура!
3. ХОР  
(«Цыпленок жареный»)

Идите, мальчики,
Мы вас научим
Чертить ваять и рисовать,
Античным штучкам,
И закорючкам….

(из советской песни) 
Орлята, учатся летать! (2 раза)

Ор-дер до-рический
И ионический
Вам для приличья надо знать.
Эпизодически и эмпирически…

Орлята учатся летать! (2 раза).

4. СОЛИСТ (Циплаков)
(«Страстью и негою сердце трепещет..»)
Страсть я изведаю в архитектуре,
Зодчество – это пленительный сон!
Весь я в опалубке, весь в арматуре,
Здрасте, Нимейер, привет, Меерсон!

Как же я жил до сих пор, я не знаю,
Как я дышал без пролетов и вант?
Что-то такое во мне назревает,
Чую в себе небывалый талант!
А-а  сла-адостно мне!

ХОР: Страсти отдался вполне беззаботно,
Будет над каждым проектам рыдать…
СОЛИСТ: Буду структурою большепролетной
Землю и море перекрывать!
5. СОЛИСТКА (Лебедева)
(адажио «Лебединое озеро»)
Ах, время как вода,
туда, сюда
Уходит без следа …
6. ГОЛОС (Рабинович)
Кадры решают все!
 
7. СОЛИСТ (Маковский)
(нар. песня «Расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты?»)
Расскажи, расскажи, товарищ,
Чей ты родом, откуда ты?
8. ХОР
(речитатив  хора идет на фоне и в ритме «Мелодии» Рубинштейна)
Нет, не был, мужской, русский, слабо немецким,
Не состоял, не привлекался, не находился,
Не участвовал, не имею, женат… солдат запаса.
9. ХОР И СОЛИСТ (Лев Соколов)
(песня разбойников из м/ф «Бременские музыканты»)

ХОР:                            Хамм!
СОЛИСТ:       Как известно, мы народ практичный,
ХОР:                             Хамм!     
СОЛИСТ:      И полны энергией столичной,
ХОР:                             Хамм!    
СОЛИСТ:      Приходите к нам, телячьи души,
ХОР:             Мы вас тут ату, мы вас тут ату,
Мы вас тут отучим бить баклуши!


Мы ра, мы бо, мы ботнички,
Работнички, работнички…      
Проект – и мы покойнички,
Покойнички, покойнички!     (2 раза)

(Далее так же, хор и солист)

Все, что говорили вам доценты,
Нужно позабыть на сто процентов!
Каждый архитектор гениальный
Должен знать кота, должен знать кота,
Должен знать каталог досконально!

Мы ра, мы бо, мы ботнички,
Работнички, работнички!
Проект - и мы покойнички,
Покойнички, покойнички!
Проект – и мы покойнички,
Покойнички, покойнички!

10.  СОЛИСТ (Циплаков)
(Чайковский, «Евгений Онегин» ария Ленского)
Куда, куда, куда меня загнали?
Где я влачу младые дни?                        
Что день грядущий мне готовит?
Зачем  меня начальник ловит,
Ну, что еще задумал он?
11. ХОР (текст с эхом) Приказ, приказ, приказ…
Начальника, начальника, начальника…
Главного, главного, главного…,
12. ХОР  
(а капелла, хор XVI века, возможно муз. Бортнянского (?)

Всем известно, что сызмальства
Жить не можно без начальства,
Кто начальство уважает,
В  этой жизни успевает,
Успевает.
А с начальством препираться –
Против ветра управляться,
Вякнешь снизу – стукнут сверху,
Рявкнут сверху – летишь книзу,
Летишь книзу.

Но начальникам труднее,
Есть над ними поглавнее.
Над начальством есть начальство,
А над ним – еще начальство,
Вот канальство!
А кто этому не верит,
На себе пускай проверит,
А когда сам искусится,
В другой мысли очутится,
Очутится.

13. СОЛИСТКА (Лебедева)
(адажио из «Лебединого озера»)
Ах, время как вода
Туда, сюда,
Опять уже среда!

14. ХОР и СОЛИСТ (Л. Соколов):  
(Глинка, «Руслан и Людмила», рондо Фарлафа)

ХОР:
Эт ж  надо! Я знал, я чувствовал местами,
Что мне не суждено свершить ни то, ни это!

СОЛИСТ: Близится срок ПДП моего,
Ни за что не успею доделать всего его!
На разных советах клевали его
От него не осталось почти ничего чего.

ХОР:
Клевали, клевали, клевали, клевали,
И вот не осталось почти ничего.
Меняли, меняли, меня поливали
И я не узнал ПДП своего.

СОЛИСТ:
Близится срок ПДП моего,
Ни за что  не успею доделать всего его,
На разных советах клевали его,
От него не осталось почти ничего чего.

ХОР:
Чертите снова перспективы
И переделайте макет!
Небо красьте только синим,
А газончики зеленым.
Небо красьте только синим…
Наведите марафет!

СОЛИСТ:
Близится срок ПДП моего,
Ни за что не успею доделать всего его.
На разных советах клевали его,
От него не осталось почти ничего чего.

ХОР:                    
В заботе, тревоге, досаде и грусти
Рождался проект планировки детальной,
И вот не осталось почти ничего.
В тревоге, досаде и грусти
Рождался проект планировки детальной,
И как же легко заклевали его.

Заклевали, заклевали, заклевали, разложили,
Заплевали, заплевали, ничего не предложили,
Ничего не предложили!
Заклевали, заклевали, заклевали, разложили,
Заплевали, заплевали, ничего не предложили,
Ничего не предложили!
Близок срок ПДП моего,
Близок срок ПДП моего,
Не осталось опять от него ничего,
Да так и вперед  мы уйдем далеко, далеко.
Уйдем далеко, далеко уйдем!

15. СОЛИСТ (Косаржевский) и ХОР:
(песня «За того парня»,  «Я сегодня до зари встану…)
СОЛИСТ:
Я сегодня как-нибудь встану,
До работы доберусь - сяду.
Напишу письмо в УПО – выйду,
К телефону подойду – звякну…

До обеда я успел мало,
Что-то с памятью моей стало,
Все, что строил Корбюзье, помню,
Что построил лично я – смутно.

ХОР:                         
Очертели к чертям очертанья Чертаново,
Голубые мечты – зелены.

СОЛИСТ:                 
То ли бросить  все это, уехать в Суханово,
То ли купить расклешенные книзу штаны.
16. СОЛИСТКА (Лебедева)
(адажио из «Лебединого озера»)
Ах, как бегут года, 
Туда – сюда…
Уходят навсегда.
17. СОЛИСТЫ (Л. Соколов, Немчинов)
(песня «Дорогой длинною, да ночью лунною…»)
Может быть, и мы имели с вами
За душою тысячи идей.
Были мы когда-то лебедями,            
Превратились в серых лошадей.

Жилье приличное,
Жена отличная,
Машина скоро будет у меня,   
А что до творчества,
Так это – личное,
Что по ночам так мучает меня!
ХОР: Жилье приличное,
Жена отличная,
Машина скоро будет у меня,   
А что до творчества,
Так это – личное,
Что по ночам так мучает меня!
18. СОЛИСТ (Макарычев):
(Глинка, начало арии Ивана Сусанина)
Чую правду…
Нет, не зря ведут согласовать,
Добра не ожидать…
19. ХОР     
(молитва «Со святыми упокой»)
В Главмосстрое упокой
Вдохновения свои,
И надежде
Там ходу не дадут,
И все дерзания совсем безнадежны.
20.  СОЛИСТ (Кувырдин):
(песня «Стою на полустаночке, в цветастом полушалочке, а мимо пролетают поезда…»)
Стою я на советике
В просторном кабинетике,
Проект летит, как пташка из гнезда,
Квартальчики, как водится,
За горизонтом сходятся…
Где ж вы, мои весенние года?    (2 раза)

Колесики все крутятся,
В головушке все мутится,
Душа полна весеннего огня,                  
А годы, как метелица,
И не мычат, не телятся,
И повышают только не меня.    (2 раза)
21. ХОР: 
(мелодия «Старый марш»)-2 раза
 
22. ХОР:  
(Бетховен, 9-ая симфония, ода  «К радости»)
Зодчий наш имеет право
На святой упорный труд.
За отдельные успехи
Ему премию дают.

Объективные причины
Все на свете объяснят
И окажется в итоге,
Что никто не виноват.

Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда не знаем сами
Прямо к пенсии пойдем!
23. ХОР  
(5-ая симфония Чайковского, финал).

Где это видано,
Где это слыхано,
Где это видано,
Где это слыхано….     

Если серьезно, мы тоже
Душу за дело положим
Во славу нашей Москвы,
Во славу нашей Москвы!

Мы отдаем вдохновенье,
Нашим проектам и пенью
Во славу нашей Москвы,
Во славу нашей Москвы! 

При уважении,
Без унижения
В порыве творческом сгорим,
Но очень много натворим,
Но очень много натворим!

Люди  мы смелые,
Надо -  так сделаем,
Если не так,
То опять переделаем.

Будем терзаться, стараться и мучиться,
Будем работать, пока не получится.
За воплощение сооружения
И за терпение, и за свершение

Мы грянем УРА-А-А-А!

*Идея Таратории возникла у одного из основателей Кохинора Ф. Новикова после посещения капустника Ленинградского Дома актера, где два исполнителя сначала выспренно объявляли содержание музыкального произведения, а потом пели классические мотивы со смешными текстами. Новиков поделился впечатлением с Игорем Покровским и они решили, что этот жанр в хоровом исполении имеет шансы на успех. Затем была создана первая таратория. Разумеется первые таратории записать на видео не было возможности из за отсутствие технических средств.

ПДП - проект детальной планировки
Маковский
Лебедева
Косаржевский
Кувырдин
Цыплаков
Хейфец
Покровский
Цыплаков
Лебедева
Маковский
Рабинович
Цыплаков
Лебедева
Суханово - дом отдыха архитекторов под Москвой
Косаржевский
Лебедева
Кувырдин